ВЕСНА-2020


    Прояви себя 22.05.20

    Поздравляем победителей и призёров олимпиады "Прояви себя"!

    В канун дня святых Кирилла и Мефодия, отмечаемый 24 мая, когда в России также празднуется День славянской письменности и культуры, пришли результаты Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку имени названных святых братьев "Прояви себя".
    Победителями данной олимпиады из нашего лицея стали: Барышников Степан (7б класс), Блинова Клавдия-Мария (5б класс), Газизова Аделя (5б класс), Гафаров Тимур (5б класс), Лантух Валерия (7б класс), Мустафина Александра (5б класс), Пучков Иван (7б класс), Таркан Анастасия (7б класс), Ткачёва Анастасия (5в класс), Торопов Константин (7б класс) и Чистоступов Фёдор (5б класс).
    Призёрами олимпиады стали: Аминов Анвар (5б класс), Бадретдинов Амир (5в класс), Бадретдинова Аделя (5б класс), Баринова София (5б класс), Барышева Екатерина (5в класс), Бикбулатова Рената (5в класс), Бурнашев Карим (5 класс), Валиева Кристина (5б класс), Вылубков Дмитрий (7б класс), Гилемханов Тимур (5б класс), Ибрагимова Камилла (5б класс), Ибрагимова Чулпан (7б класс), Идиатулин Амир(5б класс), Ильина Дарья (5б класс), Лешуков Алексей (7б класс), Мустафина Александра (5б класс), Панин МИхаил (7б класс), Симонов Максим (5б класс), Халяпова Арина (7б класс) и Шолохов Михаил (5б класс).
    Поздравляем победителей и призёров и желаем дальнейших успехов!
    С Днём Победы! 09.05.20

    В День Победы ставим цель - победить 9 ошибок!

    (1) ВОВ не существует! Встречалась ли вам аббревиатура ВОВ? Так знайте: официально она нигде не зафиксирована. И многие филологи называют её неуместной, унизительной и даже варварской. Ни одно другое историческое событие таких сокращений не «удостоилось»: никто не пишет о «героях КБ» (Куликовской битвы) или о «победителях ЛП» (Ледового побоища). Не ленитесь, пишите эти три слова полностью Великая Отечественная война. Относитесь к ветеранам с уважением!
    (2) Великая Отечественная война. Два первых слова пишите с большой буквы, потому что это название – Великая Отечественная, а война – это имя нарицательное, историческое событие, каких, к сожалению, было много, – пишется с маленькой буквы.
    (3) 9 мая или 9 Мая. Оба варианты верны, но различаются их значения: если речь идёт о календарной дате, то пишем 9 мая (В субботу, 9 мая, в Уфе прогремят салюты во всех районах города), а если речь идёт о всенародном празднике в честь окончания Великой Отечественной войны, то пишем 9 Мая (9 Мая – величайший день в истории России). ЗАПОМНИТЕ: Важный день в истории России – Девятое мая!
    (4) Спасибо вам за Победу! Если в этом предложении вы не обращаетесь к конкретному лицу, пишите местоимение «вы» с маленькой буквы!
    (5) Победа, Великая Победа – о победе в Великой Отечественной войне: Наши войска четыре года шли к Победе. 75 лет Великой Победы мы отметим дома. победа, великая победа – об успехе в бою, полном поражении противника: Наши войска одержали победу над фашистами. Каждый чтит великую победу под Сталинградом.
    (6) Героический подвиг. Согласно словарю слово подвиг – это доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Говоря героический подвиг, вы допускаете речевую ошибку. Не надо так.
    (7) Мемориал памяти. Мемориал – это памятник, архитектурное сооружение, воздвигнутое в память об историческом событии или выдающихся людях. Излишне добавлять к мемориалу слово памяти, ведь в переводе с латинского memoria – это и есть память.
    (8) Мемориал «кому» или «кого»?. У слова мемориал несколько значений: если речь идёт о памятнике, то правильно будет кому: мемориал героям, мемориал неизвестным солдатам; а если о спортивном соревновании, то в честь кого: мемориал братьев Знаменских.
    (9) Как сократить семидесятипятилетие? Легко! Первую часть обозначьте числом, а остаток напишите через дефис: 75-летие. Это правило действует для всех прилагательных и существительных, начинающихся числом: 3-очковый, 2-симочный, 5-летие.
    По материалам сообщества "Я люблю русский язык"
    Смартмоб 04.04.20

    Внимание! Смартмоб!

    Сегодня, в Международный день культуры, связанный с принятием Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был инициирован всемирно известным художником-гуманистом Н.К. Рерихом, мы объявляем межпредметный смартмоб. Что это значит? Разные учителя-предметники дают ученикам задания, связанные либо с Международным днём культуры, либо с творчеством Николая Рериха. Этот смартмоб будет длиться целую неделю, а при подведении итогов будет определён абсолютный победитель школы, приславший выполненные качественно задания по разным общеобразовательным дисциплинам. Учителя русского языка могут попросить составить текст или просто предложения по творчеству Рериха с включением слов, которые соответствуют изучаемым в эти дни темам (например, 5б и 5в отмечают значения существительных, встречающихся в их предложениях, а 7б класс - включает в текст омонимы и паронимы), учителя информатики могут попросить разыскать ссылки на соответствующие интернет-ресурсы, упорядочив их по какому-либо признаку.
    Подключение в работу родителей не возбраняется, а приветствуется! Задания не являются обязательными, поэтому никаких "карательных мер" к тем, кто не будет участвовать в смартмобе не применяется!
    Появление на сайте заданий по предметам и учителей с электронными адресами говорит о том, что эти предметы и учителя вступили в игру. Начинаем!

    Русский язык. Общее задание на все параллели: написать небольшой текст или просто предложения, связанные с жизнью и творчеством Николая Рериха, включив в него слова по изучаемым на этой неделе темам. Указать эти слова с небольшим (при необходимости) разъяснением.
    Литература. Подготовить в стиле Николая Рериха иллюстрации к любому произведению мировой классической литературы (можно получить сразу две оценки: плюс изобразительное искусство или МХК).

    Изобразительное искусство. Нарисовать рисунок по мотивам произведений Николая Рериха.

    История. Исторические темы в творчестве Николая Рериха (сообщение, доклад, реферат).

    Поздравляем! 04.04.20

    Поздравляем!

    Подведены итоги Межрегиональной олимпиады школьников "Высшая проба", проводимой Высшей школой экономики. О серьёзности и значимости этой олимпиады можно судить хотя бы по тому, что выпускники школ, ставшие в год выпуска победителями и призёрами, получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения России:
                  • зачисление без вступительных экзаменов на программы подготовки, соответствующие профильному предмету олимпиады;
                  • максимальный балл ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.
    При этом победители и призёры из невыпускных классов в следующем учебном году получают право принять участие сразу в заключительном этапе. Такое право имеет и наша Мерзлякова Мария, ученица 8б класса, ставшая дипломантом II степени этой олимпиады по русскому языку.
    От души поздравляем филологическую звёздочку нашего физико-математического государства и желаем творческих успехов и дальнейших побед! А другим ученикам советуем войти в число участников олимпиады уже в следующем учебном году!
    Международный день детской книги 02.04.20

    Международный день детской книги

    Международный день детской книги ежегодно отмечается 2 апреля - в день рождения, пожалуй, самого известного сказочника на нашей планете - Ханса Кристиана Андерсена. Очередной литературный квиз мы хотели посвятить творчеству этого прославленного детского писателя (тем более что у него в 2020 году юбилей - 215 лет со дня рождения), но жизнь вносит свои коррективы. Уверен, что все мои ученики познакомились с его творчеством, но квиза не будет (разве что осенью?).
    Раз в два года 2 апреля присуждается премия имени Ханса Кристиана Андерсена, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Эту литературную премию, история которой началась в 1956 году, часто называют "Малой Нобелевской премией".
    Многие русские детские писатели и поэты были награждены Почётными дипломами этой премии (среди них - Агния Барто, Сергей Михалков, Анатолий Алексин), а саму премию получали только наши художники - Татьяна Маврина и Игорь Олейников.
    Премию должны были присудить и в этом году, но скорее всего её вручение будет перенесно на неопределённый срок. Поэтому вместо квиза мы предлагаем всем познакомиться с творчеством некоторых лауреатов этой премии, ведь среди них есть всем известные детские писатели: Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари. Последней писательницей, получившей данную премию стала японская писательница Эйко Кадоне. По её книгам сняты фильмы и мультфильмы (увы, переводы книг писательницы на русский язык - большая редкость), вы сможете посмотреть, например, мультфильм по её книге Ведьмина служба доставки, пройдя по следующей ссылке>>. Кстати, особенно интересен фильм будет всем, кто увлечён аниме, ведь этот фильм - классика японской мультипликации.
    Если кто-то из учеников захочет выполнить какую-нибудь творческую работу (написать сочинение, что-то нарисовать, слепить, смастерить), то мы будем рады оценить её по достоинству. Работы (или их фотографии) просим присылать своим учителям литературы по электронной почте. Список электронных адресов можно увидеть (он ещё пополняется) в разделе "Наши учителя"
    Чуковскому - 138 лет! 31.03.20

    Внимание – конкурс! Чуковскому – 138 лет!

    Пусть дата и не круглая, но во время самоизоляции и вынужденных каникул нас могут поддержать старые добрые книги.
    Муха-Цокотуха, Айболит, Мойдодыр… Кто не слышал об этих персонажах, придуманных прославленным русским поэтом, писателем, переводчиком и литературным критиком, чьи книги публиковались настолько часто, что он признан самым издаваемым в нашей стране автором детской литературы (тираж его книг за один только 2017 год превысил 2 миллиона экземпляров)?
    К сожалению, многие знакомы только с произведениями К.И. Чуковского, написанными для детей, однако он писал серьёзные произведения. Например, неплохо было бы познакомиться с повестью Чуковского «Солнечная», в которой говорится о… Не станем пересказывать, ведь лучше самим прочитать произведение о взаимоотношениях детей и взрослых или просто детей между собой в не очень комфортных условиях пребывания в лечебном учреждении…
    Ученикам (по желанию, разумеется) предлагается проиллюстрировать любое произведение К.И. Чуковского и прислать фотографию рисунка отдельно и вместе с автором, держащим рисунок в руках, по электронной почте своему учителю литературы
    Лучшие работы будут опубликованы на нашем сайте, а учителя обязательно как-то поощрят всех участников конкурса! Срок - до конца каникул
    Всемирный день театра 27.03.20

    Всемирный день театра

    Всемирный день театра - международный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта. Девиз праздника - «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами» - звучит как никогда с момента установления даты в 1961 году актуально .
    В этом году в день чествования театральных работников, к сожалению, из-за пандемии коронавируса не работают театры по всему миру, зато мы можем в объявленную Президентом страны нерабочую неделю посетить виртуальные спектакли лучших театров, рекомендованные издательством "Просвещение".
    • «Электротеатр Станиславский» показывает самые знаменитые и успешные постановки: «Сверлийцы» по одноимённому роману Бориса Юхананова, «Идиотология» Клима Козинского по «Идиоту» Достоевского, «Маниозис 1+2», в основе которого трактат Бенедикта Спинозы «Этика».
      Кроме того, онлайн будут доступны лекции образовательного проекта театра - «Школы современного зрителя и слушателя».
    • «Современник» пока не транслирует спектакли онлайн, зато запустил «антивирусный» проект «Доктор Чехов». Каждый день в 19 часов актёры театра будут читать рассказы Антона Павловича Чехова.Переходим по ссылке>>
    • МХТ им. Чехова запустил рубрику «Наш ответ карантину». Актёры театра будут рассказывать про свою жизнь в самоизоляции и вне репетиций. А ещё в онлайн-режим перешёл проект «Мхатовские пятницы», где ведущий Вадим Верник проводит неформальные встречи с актёрами разных поколений Художественного театра. Переходим по ссылке>>
    • Независимый театр «Июльансамбль» принял решение выложить спектакли в записи на свой YouTube-канал.
    • «Мастерская Брусникина» запустила целый Brus Home Festival. В рамках онлайн-фестиваля в соцсетях мастерской покажут видеотрансляции концертов, читок и импровизированных кулинарных шоу. А ещё актёры будут проводить со зрителями зарядку и разыгрывать актёрские этюды. Переходим по ссылке>>

    День работника культуры 25.03.20

    День работника культуры

    День работника культуры - профессиональный праздник работников культуры Российской Федерации - ежегодно отмечается 25 марта. В более широком смысле под работниками культуры подразумеваются люди творческих профессий, деятели искусства, а также хранители и популяризаторы культурного наследия.
    К сожалению, несмотря на то, что праздник отмечается во время весенних каникул, прийти и насладиться картинами в музеях, послушать шедевры музыкального искусства в театрах и филармониях в этот день не получится: учреждения культуры закрыты на карантин. Зато у каждого есть возможность посетить виртуальные музеи как нашей страны, так и Европы, Америки, Азии.
    Предлагаем небольшую подборку таких музеев и советуем всем своим ученикам, оставаясь в удобных креслах в своих квартирах, отправиться в витруальное путешествие в мир прекрасного.
    Для начала предлагаем отправиться на Капитолийский холм в Риме (неизвестно, когда теперь реально получится попасть в прекрасную Италию). Музейный комплекс представляет собой минигород. Попасть в него можно по следующей ссылке>>
    А теперь перенесёмся в соседнюю Францию. Лионский музей изобразительных искусств считается крупнейшим музеем Франции после Лувра, содержит около 2000 картин и 1300 скульптур. Все эти произведения искусства (с XV века по наше время) помещены в 70 галерей, подробные панорамы которых и находятся на сайте>>.
    Пора отправиться в Россию! Можно, конечно, заглянуть в Эрмитаж или в Третьяковскую галерею, но сегодня хотелось предложить экскурсию по Государственному музею изобразительного искусства им. А.С. Пушкина. Правда, виртуально посетить пока можно лишь одно (главное) из шести зданий, но и этого пока будет достаточно. Отправляемся в музей, основанный отцом Марины Цветаевой, по следующей ссылке>>.
    Всемирный день поэзии 21.03.20

    Всемирный день поэзии

    15 ноября 1999 года 30-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой 21 марта учреждён Всемирный день поэзии. Цель его учреждения – «придать новый импульс и новое признание национальным, региональным и международным поэтическим движениям». Нам кажется, что в этот день необходимо вспомнить, для чего важно запоминать стихи.
    ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОВ:
    1. Развивается культура речи. При запоминании стихов наш мозг синхронизируется с образом мыслей поэтов. При заучивании рифмованных строк наша речь становится более колоритной и развитой.
    2. Становится проще учить языки. Когда мы учим стихи, наша память становится натренированной, как мышца! Вместе с этим увеличивается способность к запоминанию информации.
    3. Развивается эмоциональный интеллект. Иосиф Бродский считал, что каждое выученное наизусть стихотворение мы можем считать своим. Запоминая стихотворение, мы пропускаем его через себя, а вместе с ним и всю палитру оттенков различных эмоций.
    4. Питается воображение. Наше мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций. Гибкое мышление помогает и в творчестве, и в повседневных задачах.
    5. Формируется способность презентовать себя. Рассказывая стихи в кругу друзей, мы получаем отличные навыки в публичных выступлениях.
    С праздником! 07.03.20

    С Международным женским днём!

    Начало празднования Международного женского дня уводит нас в 1910 год. В августе этого года в Копенгагене на крупный конгресс собрался Второй Интернационал – так в то время называли объединение социалистических партий. Одним из мероприятий в рамках конгресса была женская конференция. И звездой этого собрания стала немка Клара Цеткин, которая произнесла пламенную речь о правах женщин и предложила учредить Международный женский день.
    Парадоксально, что, по одной из версий, дата празднования такого горячо любимого атеистами и социалистами дня восходит к иудейскому празднику Пурим. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Эсфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эсфирь убедила его не только не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех их врагов, включая самих персов.
    Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Эсфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.
    По задумке Цеткин и её подруги Розы Люксембург, в этот день женщины всех стран должны были выходить на митинги и напоминать о своих правах и проблемах. Однако на самом конгрессе тогда ещё не уточнили дату Международного женского дня, но уже решили, что проводить его нужно обязательно весной (в 1911 году первый в истории Международный женский день отметили 12 марта, а через год, в 1912 году – в мае).
    В 1975 году Женский день 8 Марта приобрёл официальный статус. В частности, его признала праздником и решила отмечать ежегодно Организация Объединенных Наций. При этом в нашей стране его стали отмечать ежегодно с 1921 года (он, кстати, был приурочен к тому же к забастовке петроградских женщин в 1917 году – так уж совпало), а с 1966 года он стал для нас выходным днём.
    Теперь этот праздник не отмечают массовыми демонстрациями и пикетами за права и свободы женщин, просто у мужчин появился официальный повод быть более внимательными к своим милым дамам вне зависимости от их возраста и политических взглядов…
    Поздравляем всех представительниц прекрасной половины человечества с 8 марта и желаем, чтобы ваши мужчины и без никакого повода баловали вас как можно чаще!